Группа риска по тугоухости

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Категории

Оториноларингология Критерии включения детей в группы риска по тугоухости и глухоте’.

Оглавление:

— неблагоприятные факторы, влияющие на слуховую функцию плода в ге-

стационном периоде (врожденная тугоухость и глухота): токсикоз, угроза вы­

кидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропа-

тия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха,

грипп), лечение ототоксическими препаратами;

— патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные с на­

ложением щипцов, наркоз, частичная отслойка плаценты и т.д.;

— патология раннего неонатального периода: гипербилирубинœемия, связан­

ная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожден­

ные пороки развития и т.д.;

— перенесенные в грудном и раннем детском возрасте сепсис, лихорадоч­

ное состояние после рождения, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа,

корь, паротит, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, вос­

палительные болезни уха, черепно-мозговая травма, лечение ототоксически­

ми препаратами и т.д.;

— отягощенная наследственность (по глухоте).

Выявление факторов риска играет чрезвычайно важную роль в ранней ди­

агностике тугоухости, а следовательно, начале лечения или сурдообучения.

Тугоухость и глухота встречаются в среднем у 0,3% новорожденных, а в груп­

пах риска данный показатель почти в 5 раз выше.

Расспрос матери имеет большое значение для первоначального суждения

о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость и

П р и опросœе родителœей ребенка в возрасте до 4 мес крайне важно выяснить,

пробуждают ли спящего ребенка неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли

он или плачет. Для этого возраста характерен рефлекс Моро, который прояв­

ляется разведением и сведением рук (обхватывание) и вытягиванием ног при

сильном звуковом раздражении.

Стоит отметить, что для ориентировочного выявления нарушений слуха используют врожден­

ный сосательный рефлекс. Сосание имеет определœенный ритм (так же как и

глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавли­

вается матерью и свидетельствует о том, что ребенок слышит.

Конечно, всœе эти ориентировочные рефлексы чаще определяются родите­

лями. Следует учитывать, что эти рефлексы быстро угасают: при частом по­

вторении рефлекс может перестать воспроизводиться; ребенок в возрасте от

4 до 7 мес обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, ᴛ.ᴇ. уже

определяет его локализацию, в 7 мес он дифференцирует определœенные звуки,

реагирует на них, даже если не видит источника звуков, к 12 мес начинаются

Источник: http://medic.oplib.ru/random/view/54326

Тугоухость у новорожденных: причины, симптомы и лечение

Тугоухость – это заболевание, характеризующееся снижением слуха, вплоть до полной его потери. Встречается патология среди людей различных возрастных категорий, может быть врожденной или приобретенной проблемой. Тугоухость у новорожденных чаще всего появляется как результат перенесения женщиной каких-либо инфекционных или вирусных заболеваний во время беременности.

Проблема нарушений слуха у новорожденных очень актуальна как с социальной, так и с медицинской точки зрения. Все дело в том, что снижение слуха у малыша приводит к наличию отклонений речевого развития, влияет на интеллект и формирование личности.

Поэтому еще до выписки во многих современных родильных домах каждый малыш проходит тест на тугоухость у новорожденных с помощью специального автоматизированного оборудования. Если тест не был пройден, выдается направление к узкому специалисту для дальнейшего обследования и тестирования слуха.

Симптомы врожденной тугоухости

Главным симптомом тугоухости у новорожденных является отсутствие какой-либо реакции на звуки. При нормальном слуховом развитии малыши уже в возрасте двух недель вздрагивают от внезапных или слишком громких звуков.

В месяц малыш уже реагирует на голос мамы, в три месяца узнает по звуку любимые игрушки. И поворачивает голову в сторону звука. Если такой реакции не наблюдается нужно срочно обращаться к врачу.

Даже если не обнаружена врожденная тугоухость, врачи рекомендуют не терять бдительность. Так как болезнь бывает и приобретенной, глухота может стать следствием какого-либо заболевания.

Причины и группы риска по тугоухости у новорожденных

К числу наиболее вероятных причин тугоухости у новорожденных относятся:

  • грипп, токсоплазмоз, герпес и краснуха, перенесенные во время беременности матерью;
  • прием алкоголя и курение;
  • недоношенность малыша, вес менее 1500 гр.;
  • плохая наследственность.

Также риск тугоухости у новорожденных повышается, если беременной женщиной осуществлялся прием токсичных медикаментов (стрептомицин, фуросемид, аспирин, гентамицин и др.)

Для своевременного обнаружения проблемы, родители должны внимательно следить к здоровью детей и реагировать на любые изменения в их состоянии. Дети, перенесшие корь и грипп в младенческом возрасте попадают в группу риска по тугоухости у новорожденных.

Степени нарушения слуха у новорожденных

Различают три степени нарушения слуха у новорожденных. Первая степень заболевания считается самой легкой, при ней человек может воспринимать шепот на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь средней громкости с 4х метров. Затруднения слухового восприятия наблюдаются при искажении речи собеседника, а также при наличии постороннего шума.

При наличии второй степени тугоухости у ребенка возникают затруднения при распознавании шепота на расстоянии больше метра. При этом разговорная речь лучше всего воспринимается, когда собеседник удален не более чем на 3,5-4,0 метра. Однако и при таком удалении некоторые слова могут восприниматься неразборчиво.

Самой тяжелой является третья степень тугоухости. При таком нарушении слуха шепот практически неразличим даже на очень близком расстоянии, а разговорная речь может восприниматься только на расстоянии не более 2 метров.

Лечение обычной и врожденной нейросенсорной тугоухости

Начинать лечение тугоухости у новорожденного следует с определения причин ее возникновения. Сделать это сможет только опытный врач, который по результатам исследований впоследствии назначит адекватное лечение.

При наличии незначительных нарушений слуха лечение может ограничиться очисткой слухового прохода от серы и закапыванием в больное ухо противовоспалительных и противомикробных капель.

Если причиной нарушений слуха является скапливающийся во внутреннем ухе секрет, возникший в результате воспалительного процесса, назначаются соответствующие медикаменты. Если они оказываются бессильны, прибегают к хирургическому вмешательству.

В случае врожденной нейросенсорной тугоухости или при отсутствии перспектив лечения обычной тугоухости, врачом назначается использование слухового аппарата с шестимесячного возраста.

Если у вас есть вопросы к врачу, пожалуйста, задайте их на странице консультации. Для этого нажмите на кнопку:

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.

Все материалы на сайте носят информационный характер.

Необходима консультация специалиста. Обратная связь

Источник: http://nasmorkunet.ru/lor-zabolevaniya/uxo/tugouxost-u-novorozhdennyx-prichiny-simptomy-i-lechenie.html

Группа риска по тугоухости

ДЕТИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА.

К факторам риска по развитию тугоухости и глухоты относятся:

Факторы, способствующие появлению врожденного снижения слуха:

неблагоприятное течение беременности — токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных . Вирусно-инфекционные заболевания матери в первой половине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусную инфекцию, прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием, интоксикация матери: алкогольная и иная интоксикация. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы. патологические роды — преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии и внутричерепной травме плода; патология периода новорожденности — выраженная гипербилирубинемия (сильно выраженная желтуха новорожденных), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе ЛОР органов), рождение ребенка в асфиксии, проведение искусственного дыхания(вентиляции легких) длительное время (дольше 8 часов), нахождение ребенка в неонатальном отделении интенсивной терапии в течение 48 или более часов.

наследственная форма тугоухости — угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей. Факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости.

Уважаемые родители!

Если Вы или Ваш ребенок относиться к группе риска НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуем проверить слух ребенку. И желательно это сделать до 3мес. возраста. Запомните: чем раньше выявлено снижение слуха и предприняты специальные медицинские и педагогические меры для устранения последствий снижения слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

Источник: http://www.sluhclinic.com/gruppa-riska

Группа риска по тугоухости

клиник/врачей

  • Рейтинг клиник

ЭКО

  • Рейтинг врачей

    Информация

    • Список форумов
    • FAQ
    • Удалить cookies конференции
    • Часовой пояс: UTC+03:00
    • Все материалы, размещенные на интернет-сайте www.probirka.org , в том числе названия разделов,

    являются результатами интеллектуальной собственности, исключительные права на которые

    принадлежат ООО «СвитГрупп АйТи».

  • Любое использование (включая цитирование в порядке, установленном статьей 1274 Гражданского

    Источник: http://www.probirka.org/forum/viewtopic.php?f=86&t=14074&start=0

    Группа риска по тугоухости и глухоте

    инфекционные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная или герпесвирусная инфекция, токсоплазмоз); токсикозы беременности;

    внутриутробная родовая травма;

    гипербилирубинемия (более 200 мкмоль/л);

    гемолитическая болезнь новорождённого;

    масса тела при рождении менее 1500 г;

    ототоксические препараты, принимаемые матерью во время беременности;

    гестационный возраст более 40 нед;

    наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.

    Новорождённых из данной группы риска наблюдает педиатр совместно с оториноларингологом, который осматривает его в 1, 4, 6 и 12 мес, проводит звукореактотест.

    По рекомендации оториноларинголога — импедансометрия с акустическим рефлексом, консультация сурдолога.

    Тщательный контроль развития слухового анализатора.

    Избегать назначения аминогликозидов, ототоксичных препаратов (фуросемид, хинин, ушные капли софрадекс, анауран, гаразон).

    Наблюдение до 18 лет.

    Группа риска по развитию анемии

    нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание беременности, гипоксия, обострение соматических и инфекционных заболеваний):

    фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения;

    глубокий и длительный дефицит железа в организме беременной;

    преждевременная или поздняя перевязка пуповины;

    дети с аномалиями конституции;

    синдром мальабсорбции, хронические заболевания кишечника.

    Педиатр до 3 мес 2 раза в месяц.

    Общий анализ крови в 3, 6. 12 мес. В более ранние сроки по показаниям.

    Исследование сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС).

    Консультации узких специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог) по показаниям.

    Раннее введение пищевых добавок (сок, фруктовое пюре, мясной фарш).

    При искусственном вскармливании рекомендованы адаптированные смеси, содержащие железо.

    Назначение ферротерапии после подтверждения железодефицита.

    Наблюдение до 1 года.

    Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти.

    негативное отношение матери к ребёнку;

    неблагоприятные жилищные условия;

    алкоголизм, курение родителей:

    низкий образовательный уровень семьи;

    юный возраст матери;

    недоношенность, рождение с весом менее 2000 г;

    дети первых 3 мес жизни, перенёсшие острые заболевания;

    дети с внутриутробной инфекцией;

    дети с врождёнными пороками развития жизненно важных органов.

    При дородовом или первичном патронаже новорождённого выяснить все возможные адреса проживания ребёнка.

    Наблюдение педиатра не реже 1 раза в неделю в течение первого месяца жизни, 1 раз в 2 нед до исполнения года.

    Заболевших детей младше 1 года наблюдать ежедневно до выздоровления.

    Информировать заведующего педиатрическим отделением о детях из данной группы риска.

    Консультации ассистентов кафедры медицинской академии.

    Санитарно-просветительная работа с семьёй.

    Не выкладывать ребёнка спать на живот.

    Не применять тугого пеленания, не перегревать ребёнка.

    Не курить в помещении, где находится ребёнок.

    Кроватка должна находиться в одной комнате с родителями.

    Сохранение естественного вскармливания в первые 4 мес жизни.

    Динамическое наблюдение за ребёнком до 1 года оформлять в виде эпикризов в 3, 6, 9, 12 мес и предоставлять истории на проверку заведующему педиатрическим отделением.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

    Источник: http://studfiles.net/preview//page:2/

    Группа риска по ВУИ и тугоухости.

    Прочитала справку из РД, для врача педиатра… И вот там подчеркнуто, что «да». Аудиотест нормальный. На каком основании нас внесли в эту группу? Я прям не могу, у меня аж сердце замирает от страха.

    наверно у вас болячки какие то есть. инфекции были. вот и написали так

    Надеюсь на это. Я перед самыми родами переболела орз.

    у вас хоть аудиотест нормальный, а когда я, приехав из роддома прочитала в справке " Риск ВУИ, тугоухость 2ст." ревела голосом! Думала почему мне ничего в роддоме не сказали? через какое-то время я поняла что ребенок слышит нормально. спросила потом у акушерки, почему так написали, а она говорит «дк наверно аппарат сломался, поэтому так показал». а я чуть с ума не сошла!

    Они бы хоть предупреждали бы, поясняли… Сегодня педиатр должен домой к нам прийти… теперь не могу дождаться… Буду пытать!

    тож чего-то типа того написано. ни один врач ничего про это не сказал за год. все пишут — здорова. думаю, всем подряд пишут

    Мама не пропустит

    женщины на бэби.ру

    Наш календарь беременности открывает Вам особенности всех этапов беременности — необычайно важного, волнующего и нового периода Вашей жизни.

    Мы расскажем Вам, что будет происходить с Вашим будущим малышом и Вами в каждую из сорока недель.

    Источник: http://www.baby.ru/blogs/post/39520/

    Может ли ребёнок в 1, 5 месяца реагировать не на все звуки? Или это тугоухость? ( у нас группа риска по тугоухости)

    появляется ли реакция в виде замирания, прекращения плача на голос;

    узнает ли ребенок к концу первого месяца жизни голос матери;

    поворачивает ли ребенок 3-4 месяцев жизни голову в сторону звука игрушки или голоса;

    просыпается ли, вздрагивает ли спящий ребенок при громких звуках;

    происходит ли дальнейшее обогащение лепета ребенка, появление новых слогов к 10-месячному возрасту.

    Источник: http://otvet.mail.ru/question/

    Слух малыша : есть ли проблемы?

    Проблема диагностики тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении. Особое значение она имеет, когда речь идет о детях, так как от состояния слуха ребенка зависит формирование речи.

    Яков Сапожников

    Профессор кафедры детской оториноларингологии РГМУ, д.м.н.

    Начнем с терминологии. Различают два вида недостаточности слуховой функ­ции — глухоту и тугоухость.

    Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором че­ловек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная не­возможность восприятия любых звуков встречается редко.

    Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании опреде­ленных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового ап­парата или другой звукоусиливающей ап­паратуры).

    Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.

    В соответствии со статистикой Все­мирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает. Считается, что на 1000 нормально слышащих но­ворожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

    Причинами, приводящими к увеличе­нию числа тугоухих и глухих детей, явля­ются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повы­шение общего радиационного фона и уве­личение пороков развития уха, увеличе­ние числа вирусных заболеваний, алко­гольная и иная интоксикация в период бе­ременности. Развитие и формирование органа слу­ха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжает­ся в течение всего периода беременности.

    Специальные исследования показали, что слуховая функция созревает парал­лельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внеш­няя звуковая стимуляция начинает вызы­вать изменение ритма сердцебиений пло­да, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.

    Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последова­тельность.

    В течение 1 -го месяца жизни происхо­дит дальнейшее совершенствование слу­ховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха че­ловека к восприятию речи. Поэтому счи­тается, что обучение языку начинается с момента рождения.

    Реабилитация детей с нарушениями слуха

    Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

    Известно, что первые 2 года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навы­ков. Лишение ребенка слухо-речевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способ­ность его использовать возможности своего остаточного слуха. Доказано, что в таких случаях дети с трудом наверсты­вают упущенное и имеющиеся у них по­тенциальные способности к речи, чте­нию и письму редко развиваются до кон­ца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функ­ции соотносится с самыми первыми ме­сяцами жизни (до 4 месяцев). Если слу­ховые аппараты начинают применяться после 9-месячного возраста, аудиолого-педагогическая коррекция бывает менее эффективной. Учет вышеизложенного особенно ва­жен в связи с тем, что, по данным статис­тики, нарушения слуха у детей в 82% слу­чаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е. в доречевой период или в период ста­новления речи.

    Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слу­хом является время начала работы с туго­ухим или глухим ребенком. Поэтому пра­вильная оценка состояния слуховой функ­ции имеет особую значимость у детей ран­него возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.

    Современное развитие техники и соз­дание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять наруше­ния слуха в любом возрасте, даже у ново­рожденных.

    У новорожденных и у детей раннего возраста нарушения слуха главным обра­зом являются наследственными и врож­денными.

    Тугоухость и глухота: факторы риска

    При определении показаний для ис­следований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте. Выделение таких факторов повышает чувствительность скриннинговых 1 методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентифи­кацию свыше 75% новорожденных с вы­раженной степенью снижения слуха.

    К факторам риска по тугоухости и глу­хоте относятся:

    • неблагоприятное течение бере­менности:токсикоз беременности, уг­роза выкидыша и преждевременных ро­дов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявля­ющееся повышением артериального дав­ления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИ­ЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
    • патологические роды:преждев­ременные, стремительные, затяжные, на­ложение щипцов, кесарево сечение, час­тичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричереп­ной травме плода;
    • патология периода новорожденности:выраженная желтуха, выз­ванная гемолитической болезнью ново­рожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эрит­роцитов плода антителами резус-отрица­тельной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
    • факторы риска раннего детства:сепсис — появление и разм­ножение болезнетворных бактерий в кро­ви новорожденного; заболевания, сопро­вождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-орга­нов; черепно-мозговые травмы; примене­ние ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
    • наследственная патология:уг­роза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составля­ет 50%. Наследственная тугоухость в по­давляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит на­рушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают). Различают следующие формы наслед­ственной сенсоневральной тугоухости:
    1. Изолированная, т.е. без другой со­путствующей патологии.
    2. Связанная с различными сопутству­ющими патологиями, такими, как:
    • аномалии наружного уха;
    • заболевания глаз;
    • заболевания костно-мышечной сис­темы;
    • поражения кожных покровов;
    • заболевания почек
    • патологии нервной и эндокринной систем.

    Диагностика нарушений слуха

    Первую оценку состояния слуха ре­бенка дает педиатр или оториноларинго­лог на основании опроса родителей.

    Анкета-вопросник для родителей

    1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
    2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
    3. Поворачивается ли ребенок в воз­расте 1 месяца на звук голоса позади него?
    4. Оживляется ли ребенок в возрас­те 1-3 месяцев на голос матери?
    5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звуча­щей игрушки или голоса?
    6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
    7. Есть ли гуление у ребенка в воз­расте 2-4 месяцев?
    8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
    9. Замечаете ли вы у ребенка появ­ление нового (эмоционального) лепе­та, например, на появление родителей?
    10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
    11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление но­вых звуков и каких?

    Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, про­буждает ли спящего ребенка неожидан­ный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положитель­ный ответ предполагает наличие нор­мального слуха.

    О 4 — 7-месячных детях выясняют, де­лают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голо­са.

    В 7—9 месяцев родители могут оха­рактеризовать способность ребенка опре­делить источник звука.

    В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются осо­бенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слы­шать, не видя говорящего, а также како­вы его ответные звуки, словарный запас.

    Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные зву­чащие игрушки, звукореактометры, восп­роизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широко­полосный шум различной интенсивности.

    При этом фиксируют различные реак­ции ребенка: безусловный ориентировоч­ный рефлекс (рефлекс Моро), когда ре­бенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.; замирание тела или «застывание» ребенка; движе­ние конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику зву­ка или от него; гримасы лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз); соса­тельные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыха­ния, пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сиг­нал) и слушанию (прислушивание, обра­щение малыша в сторону источника зву­ка) .

    У новорожденных исследование про­водят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсив­ностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обоз­наченная на звукореактотесте, достигает­ся при расположении прибора на рассто­янии 10 см от уха) в режиме автоматичес­кого прерывания сигнала. Частота предъ­явления сигнала — 3 Гц.

    Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова ле­жала свободно и прямо, а руки и ноги ос­тавались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно по­ворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голо­ву ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реаги­руют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со сти­муляции правого уха, а затем — левого. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяю­щиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.

    Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»

    У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.

    Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скри­нинга может быть использована и для де­тей старше 9—10 месяцев, но им предъ­являют как шумовые сигналы, так и то­нальные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом воз­расте дети реагируют на звуковые стиму­лы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.

    В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здо­рового уха независимо от расположения источника звука.

    При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными метода­ми. К таким методам относятся:

    1. Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акус­тической проводимости) звукопроводя­щего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии прово­дится запись тимпанограммы и акусти­ческого рефлекса. Это позволяет опреде­лить наличие тугоухости и ее характер.
    2. Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) ис­пользуют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и де­тей первых лет жизни. ВОАЭ представ­ляет собой чрезвычайно слабые звуко­вые колебания, генерируемые внутрен­ним ухом в ответ на звуковую стимуля­цию, которые могут быть зарегистриро­ваны в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микро­фона .
    3. Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, воз­никающих в результате акустической сти­муляции органа слуха. С помощью компь­ютерной аудиометрии по слуховым выз­ванным потенциалам определяют объек­тивный порог слуха .

    Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по ту­гоухости и глухоте, основанное на реги­страции ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время. Для ее реализации не­обходимо не только оснащение соответ­ствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (вра­чей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.

    Общепринятым является мнение, что родители или другие члены семьи — первые, кто обращает внимание на воз­можные проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее многие из них не знают, что следует предпринять. Неоценимую по­мощь в этом случае оказывают информа­ция и литература, акцентирующие вни­мание родителей на проблеме и путях ее решения.

    Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть дос­тигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. Необходимо, чтобы врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхажива­ния недоношенных учитывал наличие у каждого ребенка факторов риска по ту­гоухости и глухоте (рассмотрены нами выше).

    При наличии хотя бы одного из пере­численных факторов врач-неонатолог от­мечает в индивидуальной карте новорож­денного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стаци­онара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.

    После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного воз­раста.

    Наличие факторов риска по тугоу­хости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (ис­следования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное про­ведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

    1 Скрининговые исследования проводятся у всех новорожденных для максимального полного выявле­ния данной патологии.

    Источник фото: Shutterstock

    Комментарии к статье

    Катерина, это здорово, что ребенку смогли дать возможность слышать нормально. Я вот своему мужу тоже слуховой аппарат предложила купить, так как он постоянно переспрашивает по несколько раз во время разговора и телевизор смотрит чуть ли не на полную громкость. Он согласился, съездил в специальный центр, где ему подобрали слуховой аппарат (он купил ReSound Vea), так сейчас хоть общаемся как раньше — нормально, без переспрашиваний. Да и муж себя сейчас чувствует более комфортно со слуховым аппаратом.

    14 ноября:01

    Могу сказать, что даже такой диагноз на сегодняшний день не означает полный крах жизни или катастрофу. Тут главное, чтобы доктор оказался опытный, вовремя среагировал и назначил правильное лечение. У нашей соседки, например, ребеночек слабослышащий. Как- то с ней разговорилась, что да как. Она говорит, что на данный момент особых проблем нет. Подобрали импортный слуховой аппарат, если не путаю от РиСаунд. Ребенок слышит в нем нормально, ходит в обычный детский сад. Видите, не стоит расстраиваться раньше времени, наука не стоит на месте.

    19 августа:48

    C позволения автора, ссылка на статью по теме глухоты у детей http://medpost.com.ua/kak-slyshit-vash-rebenok-gluhota-u-detej/

    1 августа:27

    Тоже столкнулась с этой проблемой. Первый ребеночек родился здоровеньким, а у второго проблемы со слухом. ЛОР сказал, проходы ушей чистые. Диагностика воспалений не выявила. Диагностика слуха показала, что левое ушко не слышит, в правое звук прошел, но второй наз замерить не удалось, проснулся и начал ерзать. Пойдем еще раз, а после уже направят к другим специашистам, для выяаления степени глухоты. Я конечно надеюсь на лучшее, как и любая мама.

    5 марта:49

    Очень полезно узнать в комментах что статья хорошая. Я просто счастлив. Что за идиоты это пишут. Как поступить, что делать в такой ситуации — никто не написал. Кто как вылечился — тоже 0.

    5 марта:16

    Статья хорошая, полезная для тех, кто столкнулся с этой проблемой.

    Указаны современные методы обследования, сроки. Кто беспокоится, тот найдет для себя какие то указатели, или будет продолжать поиск решения проблемы.

    25 октября:15

    мой ребёнок не видит и не слышит врач так принял роды нам 3 мес. что мне делать

    статья очень поучительная! моя дочь заметила в 4 месяца, что сыночек не геагирует на звуки, а посещение лора прошло на ура, потресли погремушкой и все, слышит! не придумывайте мамочка, ребеночек слышит. пока не сделали все обследования,увы малыш не реагирует на звук..будем предпринимать следующие шаги!! и надеемся что все будет хорошо.

    статья очень хорошая. нам в роддоме проверяли слух-всё в порядке, приходила педиатр, каждый раз говорила, что ребенок здоровый и всё хорошо. через 2 недели забрала карту из регистратуры и прочитала, что после каждого осмотра педиатр писала в карте, что у нас тугоухость. мне не слова небыло сказано.

    10 сентября 2011

    Моему сыну 1,5 месяца, в роддоме делали проверку слуха, он ее прошел,а в поликлинике нет(левое слышит,а правое нет)хотя на звук с права реагирует,что делать?

    Ваш комментарий:

    Конкурсы

    В ожидании чуда

    Счастливые моменты моей жизни

    Ждем наше солнышко

    моя счастливая осень

    Сейчас читают

    Интересное в сети

    О чем говорят

    Последние комментарии

    Партнеры

    © Официальный сайт журнала «9 месяцев»

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФСот 10.03.2016. Регистрирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

    Все материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью издательства. Перепечатка, частичное или полное использование статей в открытых источниках запрещены без соответствующего разрешения издателя. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Редакция не несет ответственности за содержание материалов, опубликованных на правах рекламы.

    Источник: http://www.9months.ru/zdorovie_malysh/832/sluh-malysha-est-li-problemy

    Тугоухость — что это такое, причины, симптомы, лечение тугоухости 1, 2, 3, 4 степени

    Тугоухость — это явление неполного нарушения слуха, при котором пациент с трудом воспринимает и понимает звуки. Тугоухость затрудняет общение и характеризуется неспособностью улавливать звук, источник которого находится возле уха. Существуют различные степени тугоухости, кроме этого это заболевание классифицируется по стадии развития.

    Что такое тугоухость?

    Тугоухость – это стойкое ослабление слуха, при котором нарушается восприятие звуков окружающего мира и речевая коммуникация. Степень тугоухости может варьироваться от незначительного снижения слуха до полной глухоты. .

    Страшно лишиться возможности слышать этот мир, однако 360 млн человек страдают сегодня глухотой или различными нарушениями слуха. 165 миллионов из них — лица в возрасте старше 65 лет. Тугоухость — самое распространенное расстройство слуха, связанное с возрастными изменениями.

    Причины

    О нарушении слуха говорят, когда у человека имеется ухудшение восприятия тех звуков, которые обычно воспринимаются другими людьми. Степень нарушения определяется по тому, насколько громче по сравнению с нормальным уровнем должен стать звук, чтобы слушатель начал его различать.

    В случаях глубокой глухоты слушатель не может различить даже самые громкие звуки, издаваемые аудиометром.

    В большинстве случаев тугоухость является не врожденным, а приобретенным заболеванием. К снижению слуха может привести множество факторов:

    • вирусные инфекции. Осложнения на слух могут давать следующие инфекционные заболевания: ОРВИ, ангина, корь, скарлатина, СПИД, ВИЧ-инфекция, свинка.
    • воспалительные процессы среднего и внутреннего уха;
    • отравление;
    • прием некоторых препаратов;
    • нарушение кровообращения в сосудах внутреннего уха;
    • возрастные изменения слухового анализатора;
    • длительное воздействие шума. Повышенной шумовой нагрузке подвержены жители мегаполисов, особенно проживающие в промышленных зонах, около аэродромов или вблизи крупных магистралей.
    • серные пробки;
    • гипертония;
    • атеросклероз;
    • опухоли;
    • наружный отит;
    • различные травмы барабанной перепонки и др.

    В зависимости от причины, тугоухость может протекать в легкой форме или иметь развернутую клиническую картину с быстрым переходом в тяжелую степень.

    Симптомы тугоухости

    Основным признаком тугоухости является ухудшение способности слышать, воспринимать и различать разнообразные звуки. Страдающий тугоухостью не слышит часть звуков, которые в норме человек хорошо улавливает.

    Чем меньше степень тяжести тугоухости, тем больший спектр звуков человек продолжает слышать. Соответственно, чем тяжелее тугоухость, тем большее количество звуков человек, напротив, не слышит.

    К основным симптомам тугоухости относят:

    • шум в ушах;
    • увеличение громкости телевизора или радио;
    • переспрашивание;
    • ведение разговора по телефону слушая только определенным ухом;
    • снижение восприятия детских голосов и женских.

    Косвенными признаками тугоухости является затруднение сконцентрироваться при разговоре с собеседником в людном или шумном месте, невозможность распознать речь по радио или гудки машин при включенном двигателе автомобиля.

    Классификация по уровню поражения

    Существуют классификации тугоухости, учитывающие уровень поражения, степень нарушения слуха и период времени, в течение которого развиваются слуховые нарушения. При всех видах тугоухости могут наблюдаться различные степени снижения слуха – от легкой тугоухости до полной глухоты.

    Таким образом, все перечисленные виды данного заболевания имеют несколько степеней снижения слуха. Они могут быть как легкими, так и тяжелой формы.

    Степени тугоухости: 1, 2, 3, 4

    В зависимости от порога слышимости (минимальный уровень звука, который способен улавливать слуховой аппарат человека) у больного принято различать 4 степени (стадии) хронического заболевания.

    Различают несколько степеней тугоухости:

    1 степень

    • 1 степень – утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 26 до 40 дБ;

    На расстоянии в несколько метров, при условии отсутствия посторонних звуков, человек не испытывает никаких проблем со слышимостью, различает все слова в разговоре. Однако в шумной обстановке возможность слышать речь собеседников отчетливо ухудшается. Также становится тяжело слышать шепот на расстоянии больше 2 метров.

    2 степень тугоухости

    • 2 степень – утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 41 до 55 дБ;

    У людей на этой стадии слух начинает стремительно падать, они уже не могут нормально слышать даже при отсутствии посторонних шумов. Шепот они не могут различить на расстоянии больше метра, а обычную речь – на расстоянии больше 4 метров.

    Как это может проявляться в быту: больной будет значительно чаще здоровых людей переспрашивать собеседника. В сопровождении шумом он может даже не услышать речь.

    3 степень

    • 3 степень — утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 56 до 70 дБ;

    Если у больного наблюдалось постепенное нарастание проблем и не проводилось должное лечение, в этом случае снижение слуха прогрессирует и проявляется тугоухость 3 степени.

    Такое серьезное поражение значительно сказывается на общении, человеку общение доставляет большие трудности и без специального слухового аппарата он не сможет продолжать нормальное общение. Человеку назначается инвалидность при тугоухости 3 степени.

    Тугоухость 4 степени

    • 4 степень — утрата слуха, которая характеризуется отсутствием восприимчивости к звукам от 71 до 90 дБ.

    Шепот на таком этапе больной не слышит вообще, а разговорную речь различает с трудом только на расстоянии не дальше 1 метра.

    Тугоухость у детей

    Тугоухость у ребенка — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Симптомами тугоухости у детей может служить:

    • отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь;
    • отсутствие гуления и лепета;
    • нарушение речевого и психического развития и др.

    В настоящее время нет точных данных касательно причин, способных вызвать тугоухость у детей. В то же время по мере изучения этого патологического состояния был выявлен ряд предрасполагающих факторов.

    • Негативное влияние внешних факторов на внутриутробное развитие плода.
    • Соматические болезни у матери. К таким заболеваниям относится сахарный диабет, нефрит, тиреотоксикоз и т.д.
    • Нездоровый образ жизни матери во время беременности.
    • Осложнения после перенесенных заболеваний. Наиболее часто у детей развивается тугоухость после перенесенной краснухи, гриппозной инфекции, свинки, кори, сифилиса, герпеса и т.д.

    Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

    • Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
    • Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
    • Избегание воздействия очень громких звуков

    Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

    Инвалидность при тугоухости

    Специальные методики по восстановлению слуха, разработанные и доступные на сегодняшний день, позволяют вернуть слух людям, страдающим от тугоухости 1-2 степени, максимально быстро. Что касается лечении тугоухости 2 степени, то здесь процесс восстановления выглядит гораздо сложнее и является более продолжительным. Пациенты с 3 или 4 степенью тугоухости носят слуховой аппарат.

    3 группа инвалидности устанавливается при диагностировании двусторонней тугоухости 4 степени. Если же у пациента обнаружена 3 степень заболевания, а слуховые аппараты обеспечивают удовлетворительную компенсацию, то инвалидность в большинстве случаев не определяется. Детям с тугоухостью 3 и 4 степени инвалидность присваивается.

    Диагностика

    Своевременная диагностика снижения слуха и начало терапии на ранней стадии позволяет сохранить его. В противном случае, как следствие, развивается стойкая глухота, которая не поддается коррекции.

    При проблемах со слухом необходимо применить широкий комплекс диагностических инструментов, выяснить, во-первых, почему возникла тугоухость, симптомы этого заболевания могут также указать на возможный характер частичной глухоты.

    Перед врачами стоит задача полностью охарактеризовать, какую природу возникновения и протекания, тип и класс имеет тугоухость; лечение может быть назначено только после такого всеобъемлющего подхода к анализу.

    Лечение тугоухости

    Лечение тугоухости подбирается зависимо от его формы. В случае кондуктивной тугоухости, если у пациента случилось нарушение целостности или функциональности барабанной перепонки или слуховых косточек, врач может назначить операцию.

    Сегодня разработано и практически внедрено множество оперативных методик восстановления слуха при кондуктивной тугоухости: мирингоплатика, тимпанопластика, протезирование слуховых косточек. Иногда восстановить слух можно даже при глухоте.

    Нейросенсорная тугоухость поддается консервативному лечению. Применяют медицинские препараты, которые улучшают кровоснабжение во внутреннем ухе (пирацетам, церебролизин и др.) Лечение тугоухости предполагает прием препаратов, избавляющих от головокружения (бетагистин). Также используют физиотерапию и рефлексотерапию. При хронической нейросенсорной тугоухости используют слухопротезирование.

    Медикаментозное лечение тугоухости может включать такие средства:

    • Ноотропы (Глицин, Винпоцетин, Луцетам, Пирацетам, Пентоксифиллин). Улучшают кровоснабжение мозга и области слухового анализатора, стимулируют восстановление клеток внутреннего уха и нервных корешков.
    • Витамины г В (пиридоксин, тиамин, цианкобаламин в виде препаратов Мильгамма, Бенфотиамин). Имеют направленное действие — улучшают нервную проводимость, незаменимы для оптимизации деятельности слуховой ветви лицевого нерва.
    • Антибиотики (Цефексим, Супракс, Азитрокс, Амоксиклав) и НПВП (Кетонал, Нурофен, Ибуклин). Назначаются, когда причиной тугоухости становится гнойный отит — воспаление среднего уха, а также прочие острые бактериальные заболевания органов слуха.
    • Антигистаминные и противоотечные препараты (Зиртек, Диазолин, Супрастин, Фуросемид). Помогают устранить отек и снизить выработку транссудата при воспалительных патологиях уха, приводящих к ухудшению слуха.

    Операция

    Есть несколько типов операций, применяемых в лечении патологии:

    • Если тугоухость вызвана нарушением работы слуховых косточек, делают операцию по протезированию последних путем замены на синтетические аналоги. В результате подвижность косточек повышается, слух у больного человека восстанавливается.
    • Если тугоухость вызвана нарушением целостности барабанной перепонки, то делают операцию мирингопластику, заменяя патологически измененную перепонку на синтетическую.

    Как лечить тугоухость народными средствами

    Большое распространение в лечении тугоухости приобрели народные средства. На сегодняшний день многие из них показывают удивительную эффективность. Перед применением любых народных рецептов следует обязательно поговорить с врачом, чтобы избежать негативных последствий самолечения.

    1. Настой корней аира болотного. Десертную ложку сухих измельченных корней аира запаривают 0,5 л крутого кипятка в стеклянной либо керамической посудине, накрывают крышкой, укутывают и дают настояться в течение трех часов. Профильтрованный настой принимают помл трижды в день за полчаса до приема пищи. Курс лечения составляет 1 месяц, который повторяется после двухнедельного перерыва.
    2. Нужно закапывать 3 капли натурального миндального масла, чередуя уши каждый день. Курс лечения длится месяц. Такая процедура помогает улучшить слух.
    3. Луковый компресс. Кусок репчатого лука нагревается и заворачивается в марлю. Такой мини-компресс вставляется в ухо на всю ночь.
    4. Настой корня аира: измельченный корень (1 ст. л.) на 600 мл кипятка с настаиванием не менее 2,5 ч — выпивается по 50 мл перед каждым приемом пищи.
    5. Также можно при лечении народными средствами сенсоневральной тугоухости использовать чеснок в натертом виде в сочетании с камфорным маслом. Понадобится один небольшой зубчик чеснока и 5 капель масла. Их нужно тщательно перемешать, смочить получившейся смесью бинтовые жгутики и поместить их в слуховой проход на 6-7 часов.

    Профилактика

    Основным правилом профилактики снижения слуха является предотвращение опасных ситуаций и факторов риска. Важно своевременно выявлять заболевания верхних дыхательных путей и проводить их лечение. Прием любых лекарственных препаратов должен проводиться только по назначению специалиста, что поможет избежать развития многих осложнений.

    Добавить комментарий Отменить ответ

    © Вся информация на сайте «Симптомы и лечение» предоставлена в ознакомительных целях. Не занимайтесь самолечением, а обращайтесь к опытному врачу. | Пользовательское соглашение и контакты |

    Источник: http://simptomy-i-lechenie.net/tugouhost/

    Тугоухость у детей

    Тугоухость у детей — понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

    Тугоухость у детей

    Тугоухость у детей — нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии, сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии.

    Классификация тугоухости у детей

    С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

    • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
    • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
    • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

    В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% — кондуктивные, в остальных – смешанные.

    Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

    • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
    • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
    • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
    • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

    Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

    По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

    Причины тугоухости у детей

    Наследственная нейросенсорная тугоухость у детей в большинстве случаев передается по аутосомно-рецессивному; реже – по доминантному типу. В этом случае у ребенка имеются необратимые, непрогрессирующие изменения органа слуха, обусловленные двусторонним нарушением звуковосприятия. Наследственная форма тугоухости у 80% детей встречается изолированно, в остальных случаях входит в структуру многих генетических синдромов. Из более чем 400 известных синдромов, включающих нейросенсорную тугоухость у детей, наиболее распространенными являются синдромы Дауна, Патау, Альпорта, Пендреда, Ледпарода, Клайпеля-Фейла и др.

    Развитию врожденной тугоухости у детей способствуют различного рода патологические воздействия на слуховой анализатор во внутриутробном периоде. Наибольшую опасность для формирующегося органа слуха плода представляют инфекционные заболевания, перенесенные беременной в I триместре: краснуха, грипп, герпес, корь, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, туберкулез, сифилис. Эти и другие внутриутробные инфекции, как правило, приводят к поражению звуковоспринимающего отдела слухового анализатора, а степень выраженности нарушения слуха у детей может варьировать от легкой тугоухости до полной глухоты.

    Врожденная патология слуха у ребенка может быть обусловлена различными хроническими заболеваниями матери (тиреотоксикозом, сахарным диабетом, анемией, авитаминозами), приемом беременной ототоксических препаратов (неомицина, стрептомицина, гентамицина, канамицина и др.), профессиональными вредностями, алкогольной интоксикацией (фетальный алкогольный синдром) и пр. Нередко причиной тугоухости у ребенка выступает гемолитическая болезнь, асфиксия плода, внутричерепные родовые травмы, пороки развития органа слуха. Недоношенность (вес ребенка при рождении менее 1500 кг) является фактором риска развития врожденной тугоухости у детей.

    Причины приобретенной тугоухости у детей воздействуют на нормально сформированный орган слуха уже в постнатальном периоде. Приводить к снижению слуха у ребенка могут серные пробки, инородные тела уха, перфорация барабанной перепонки, аденоиды, хронический ринит, тонзиллит, рецидивирующий средний отит, травмы различных отделов уха и другие заболевания ЛОР-органов. Кроме этого, тугоухость у детей может являться осложнением общих инфекций (ОРВИ, эпидемического паротита, скарлатины, дифтерии, энцефалита, менингита, сепсиса новорожденных), гидроцефалии, черепно-мозговых травм с вовлечением пирамиды височной кости, лекарственной интоксикации, вакцинации детей. Развитию приобретенной сенсоневральной тугоухости способствует увлечение подростков прослушиванием громкой музыки через наушники плеера.

    Симптомы тугоухости у детей

    Главная роль в распознавании тугоухости у детей отводится наблюдательности родителей. Взрослых должно насторожить, если до 4-х месяцев у ребенка отсутствует реакция на громкие звуки; к 4-6 месяцам отсутствуют предречевые вокализации; к 7-9 месяцам ребенок не может определить источник звука; 1-2 годам отсутствует словарный запас.

    Дети постарше могут не реагировать на шепотную или разговорную речь, обращенную к ним сзади; не отзываться на свое имя; несколько раз переспрашивать одно и то же, не различать звуки окружающей среды, говорить громче, чем это необходимо, «читать с губ».

    Для детей с тугоухостью характерно системное недоразвитие речи: имеется полиморфное нарушение звукопроизношения и резко выраженные трудности слуховой дифференциации фонем; крайняя ограниченность словарного запаса, грубые искажения звуко-слоговой структуры слова, несформированность лексико-грамматического строя речи. Все это обусловливает формирование у слабослышащих школьников различных видов дисграфии и дислексии.

    Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигатьдБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

    Диагностика тугоухости у детей

    На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу, педиатру и детскому отоларингологу. Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия.

    Для исследования слуховой функции у детей младшего возраста с предполагаемой тугоухостью используется игровая аудиометрия, у школьников – речевая и тональная пороговая аудиометрия, камертональное исследование слуха. К методам объективной аудиологической диагностики относятся акустическая импедансометрия (тимпанометрия), регистрация слуховых вызванных потенциалов, отоакустическая эмиссия. С целью выяснения места поражения слухового анализатора используется электрокохлеография. Углубленное обследование слуховой функции позволяет судить о степени и характере тугоухости у детей.

    При получении данных за наличие у ребенка снижения слуха дальнейшее ведение пациента осуществляется специалистами сурдологами, отоневрологами, слухопротезистами.

    Лечение тугоухости у детей

    Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

    При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики, тимпанопластики, протезирования слуховых косточек и пр.).

    Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация.

    Во многих случаях единственным способом реабилитации детей с сенсоневральной тугоухостью является слухопротезирование. При наличии соответствующих показаний детям с сеносневральной тугоухостью выполняется кохлеарная имплантация.

    Комплексная реабилитация детей, страдающих тугоухостью, включает в себя помощь логопеда, сурдопедагога, дефектолога, детского психолога.

    Прогноз и профилактика тугоухости у детей

    Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития, отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

    Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.

    Тугоухость у детей — лечение в Москве

    Cправочник болезней

    Детские болезни

    Последние новости

    • © 2018 «Красота и медицина»

    предназначена только для ознакомления

    и не заменяет квалифицированную медицинскую помощь.

    Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hypoacusis